МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ "МК"
В ПРЕДДВЕРИИ ОКЕАНСКИХ СРАЖЕНИЙ
Г.СМИРНОВ, В.СМИРНОВ
<Бисмарк> ускользал. Оставляя за собой широкий след мазута, хлеставшего из поврежденной снарядом цистерны, и медленно оседая на нос, он упорно шел на юго-восток, к Бресту, в то время как англичане безуспешно искали его на путях, ведущих в Норвегию. Разрыв между фашистским рейдером и преследующей его эскадрой адмирала Товея неуклонно возрастал. Всего через какие-нибудь сутки <Бисмарк> должен был войти в зону, где его могли надежно прикрыть немецкие подводные лодки и морская береговая авиация.
И вдруг 25 мая 1941 года, когда англичане ломали голову над тем, куда делся <Бисмарк>, берлинское радио раструбило на весь мир о происшедшем накануне сражении. Немецкие дикторы взахлеб вещали, как от снарядов фашистского линкора взлетел на воздух крупнейший корабль британского флота линейный крейсер <Худ> и как отвернул и вышел из боя поврежденный линкор новейшей постройки <Принц Уэльский>. В числе слушателей этой передачи оказался высокопоставленный офицер немецких авиационных частей, дислоцированных в Греции. Обеспокоенный судьбой сына, служившего на <Бисмарке>, он отправил в Берлин срочную шифровку с запросом о местонахождении линкора. В ответ ему сообщили: рейдер идет в Брест... Расшифровав радиограммы, англичане разгадали волновавшую их тайну, и в точку предполагаемого местонахождения <Бисмарка> устремились британские корабли.
Рейдер был обнаружен английской летающей лодкой в 700 милях западнее Бреста. Это означало, что британские корабли уже не в состоянии настичь его. Командующий британской эскадрой решил прекратить погоню в полночь с 26 на 27 мая, поскольку топлива на кораблях практически не оставалось. Но тут произошло событие, разом изменившее всю обстановку...
Адмирал Сомервилл, направлявшийся из Гибралтара с небольшим отрядом кораблей на перехват <Бисмарка>, бросил в атаку старые тихоходные самолеты-торпедоносцы <суордфиш>. Первая волна самолетов из-за путаницы в приказах атаковала собственный крейсер <Шеффилд>, едва увернувшийся от идущих на него торпед. Зато вторая волна выполнила поставленную задачу: одна из торпед попала в кормовую часть <Бисмарка>, взрывом были повреждены его винты и заклинены рули. Рейдер мог теперь ходить только по кругу. Адмирал Товей решил драться, не пополняя запасов топлива. 27 мая 1941 года в 10.40 фашистский линкор пошел на дно, добитый английскими торпедами и артиллерийским огнем.
Таким образом, заботливый папаша неуместными запросами по радио способствовал гибели и своего сына, и сильнейшего корабля флота. Но решающую роль в уничтожении <Бисмарка> сыграли, конечно, самолеты-торпедоносцы <суордфиш>, взлетевшие с <Арк Ройал> - единственного вполне современного авианосца, с которым Англия вступила во вторую мировую войну.
Первым специально спроектированным, а не переделанным из другого корабля английским авианосцем стал <Гермес>.
Он вступил в строй в 1924 году и, уступая <Иглу> в водоизмещении, вооружении и количестве самолетов на борту, был гораздо мореходнее его. Основной недостаток обоих заключался в сравнительно небольшой скорости, что препятствовало их успешным действиям совместно с эскадрой. <Гермес> оставался единственным в английском флоте авианосцем <от рождения> вплоть до 1937 года, когда на воду сошел <Арк Ройал>.
Во время разработки этого корабля взгляды на тактическое использование плавучих аэродромов претерпели важные изменения. Если в первые годы после империалистической войны допускалось их участие в артиллерийском бою, то теперь их уделом стала вспомогательная роль - сопровождение главных сил или больших соединений кораблей под охраной крейсеров и эсминцев.
В соответствии с этими идеями и создавался <Арк Ройал>. При почти таком же водоизмещении, как у <Игла>, он нес в три с половиной раза больше самолетов - 72 вместо 21 и развивал скорость 30 узлов вместо 24! На нем впервые применили двухэтажные ангары под броневой полетной палубой, соединенные между собой и полетной палубой тремя подъемниками. Две катапульты в носовой части позволяли запускать самолеты даже в том случае, когда авианосец был неподвижен и не развернут против ветра. На <Арк Ройал> имелся также усовершенствованный гидравлический аэрофинишер, сети для улавливания промахнувшихся при посадке самолетов. Впервые применили на нем и большой кормовой свес, увеличивший длину полетной палубы до 244 м: более длинной палубы не было ни у одного британского авианосца вплоть до окончания второй мировой войны и постройки нового <Арк Ройал> в 1950 году. Наконец, впервые в английском флоте на этом корабле не устанавливали орудия главного калибра: все артиллерийское вооружение предназначалось только для зенитного огня.
После проведенных в июле 1938 года испытаний и соответствующих доделок <Арк Ройал> принял 820-ю эскадрилью <суордфишей> с авианосца <Корейджес> и начал службу в строю флота.
Когда 3 сентября 1939 года Англия объявила войну фашистской Германии, <Арк Ройал> находился в море. И уже 14 сентября его атаковала фашистская субмарина U-39. Увернувшись от ее торпед, авианосец вызвал к месту атаки эсминцы, которые и потопили лодку. А спустя двенадцать дней истребитель с <Арк Ройал> сбил немецкий гидросамолет. Это были первая субмарина и первый самолет, уничтоженные британским флотом во второй мировой войне.
В декабре 1939 года авианосец участвовал в поисках фашистского рейдера <Адмирал граф Шпее> (см. <М-К> № 8 за 1980 год), действовавшего в Южной Атлантике. А летом 1940 года самолеты с <Арк Ройал> бомбили своих недавних союзников - французские корабли, укрывшиеся после капитуляции Франции в североафриканском порту Оран. С этого времени главным военным театром, на котором пришлось действовать <Арк Ройал>, стал средиземноморский. В течение первых двух лет войны здесь были апробированы многие тактические приемы использования авианосцев, примененные затем на просторах Тихого океана. В выработке этих приемов немалую роль сыграли <Арк Ройал> и его модификации - авианосцы типа <Илластриес>...
Главным отличием серии кораблей - <Илластриес>, <Викториес>, <Формидабл>, <Индомитебл>, <Имплейкебл> и <Индефатигебл> - от прототипа были бронированные ангары, которые не раз спасали их от гибели. Но за столь важное достоинство пришлось расплачиваться уменьшением числа самолетов на борту. Они несли вдвое меньше крылатых машин, чем <Арк Ройал>, - 36 вместо 72. Однако конструкторы предвидели, что в боевой обстановке могут понадобиться корабли, способные принимать на борт максимальное число самолетов. Поэтому на трех последних кораблях серии они предусмотрели на корме еще один полуангар и значительно снизили толщину ангарной брони.
Начало второй мировой войны застало первые три авианосца типа <Илластриес> у достроечных стенок английских верфей. Лишь в 1940 году головной <Илластриес> вступил в строй, за ним в 1941 году последовали <Викториес>, <Формидабл> и <Индомитебл>, а два последних - <Имплейкебл> и <Индефатигебл> - вышли в море только в 1944 году. И первым назначением <Илластриес> и <Формидабл> стало самое <болезненное> для англичан Средиземное море.
10 июня 1940 года Муссолини объявил о вступлении Италии в войну на стороне Германии, и итальянские подводные лодки начали нападать на английские конвои и боевые корабли. Серьезную угрозу для британских имперских коммуникаций представлял также сильный итальянский флот, в составе которого было шесть линейных кораблей. Все попытки англичан навязать итальянцам генеральное сражение не увенчались успехом, и адмирал Каннингхэм - командующий Средиземноморским флотом - решил атаковать итальянские корабли с воздуха прямо в базе Таранто.
Для этой операции выделили авианосцы <Игл> (см. <М-К> № 2 за 1982 год) и <Илластриес>, но в последний момент на <Игле> обнаружилась неисправность машин, и удар наносил один <Илластриес>. Утром 11 ноября 1940 года он прибыл в назначенную для атаки точку с 21 самолетом торпедоносцем на борту. Данные авиаразведки свидетельствовали, что англичанам повезло: все итальянские линкоры находились в базе. 12 самолетов, поднявшихся в воздух вечером 11 ноября, разделились на три группы. Первая, состоявшая из четырех машин, отвлекала внимание противника, вторая - два самолета - сбросила над бухтой осветительные бомбы, а третья атаковала вражеские корабли торпедами. За первой волной последовала вторая, действовавшая точно таким же образом. И в результате ценой потери двух устаревших тихоходных самолетов англичане достигли важного успеха, выведя из строя три итальянских линкора: <Кавур> больше никогда не вышел в море, а <Литторио> и <Дуилио> простояли несколько месяцев в ремонте.
Пример Таранто укрепил японцев в намерении уничтожить американский флот в Пирл-Харборе воздушным ударом с авианосцев. И в том, что эта операция японцам удалась, проявилось не только их пристальное внимание к боевому опыту войны в Европе, но и пренебрежительное отношение руководства военно-морских сил США к ходу сражений на Средиземном море.
По мнению специалистов, стратегическая обстановка здесь в значительной степени определялась тем, в чьих руках находились три основных пункта: Гибралтар, треугольник Александрия - Суэц - Кипр и Мальта. Именно этот крохотный островок в центре Средиземного моря - Мальту - должны были захватить немцы и итальянцы, чтобы овладеть Египтом и Суэцким каналом. К весне 1941 года остров был фактически блокирован, подвергался непрерывным атакам с воздуха, и англичанам приходилось прилагать отчаянные усилия, чтобы доставлять осажденному гарнизону продовольствие, оружие и боеприпасы.
Весной 1941 года англичане придумали необычный способ переправки на Мальту самолетов ПВО. Транспортами стали авианосцы. Когда расстояние до острова сокращалось до величины дальности полета, истребители поднимались в воздух, самостоятельно добирались до берега, садились на аэродромы и включались в состав мальтийской системы ПВО. Сначала <Арк Ройал> и <Аргус>, а потом <Фьюриес> и <Викториес> совершили немало таких рейдов к Мальте.
После одного из них, 13 ноября 1941 года, <Арк Ройал>, возвращавшийся в Гибралтар, был атакован фашистской лодкой U-81. Маневрируя, корабль пытался отклониться от встречи с торпедами, но одна все же попала в корпус. В пробоину хлынула вода и затопила одно котельное отделение. Несмотря на повреждения и крен на правый борт, машины продолжали работать, <Арк Ройал> шел по-прежнему своим ходом. И все-таки попадание оказалось смертельным: через несколько часов крен достиг 20°, хотя все восемь водоотливных насосов работали на полную мощность. Командир приказал эсминцам сопровождения снять экипаж, и через 14 часов после торпедной атаки <Арк Ройал> опрокинулся и затонул в 25 милях от Гибралтара...
Гибель <Арк Ройала> в результате единственного взрыва разительно контрастирует с событиями, разыгравшимися 11 января 1941 года неподалеку от Мальты. В этот день 45 немецких пикировщиков <Юнкерс-87> напали на <Илластриес>, который вместе с другими кораблями охранял английский конвой. Прорвавшись сквозь плотный заградительный огонь, фашистские самолеты обрушили на авианосец бомбовый груз. При этом 450-килограммовая бомба попала в кормовой лифт, разворотила его и уничтожила часть самолетов. Еще одна пробила крышу ангара и разорвалась внутри, воспламенив бензин разрушенных взрывом самолетов и искорежив лифт и подъемники боеприпасов. Полузатопленный, управляясь одними машинами, <Илластриес> в сопровождении сильно поврежденного эсминца <Гэллант> вошел в базу Валетта на Мальте. Здесь в течение двух последующих недель он подвергся еще четырем воздушным атакам и, несмотря на это, после спешного ремонта смог самостоятельно дойти до Александрии, а потом совершить 14-тысячемильный переход в США для полного восстановления.
Английские авианосцы предвоенной серии широко использовались во второй мировой войне. Так, самолеты с <Викториес> участвовали в поисках <Бисмарка>. Позднее, в критические месяцы войны на Тихом океане, этот авианосец действовал в составе американских оперативных соединений. <Индомитебл> в марте 1942 года доставил на Цейлон истребители ПВО, отразившие воздушные атаки на остров и приостановившие продвижение японцев на Индийском океане.
Англичане продолжали совершенствовать удачный тип авианосца в ходе войны. Так, взяв за основу <Илластриес>, они разработали проект авианосца типа <Одейшиос>, отличавшегося от прототипа большим водоизмещением - 36 800 т, количеством самолетов - 100 и лучшим бронированием - толщина пояса 203 мм, палубы 76- 100 мм. По этому проекту начали строиться четыре корабля - <Одейшиос>, <Африка>, <Игл II> и <Иррезистебл>, За ними должны были следовать еще три авианосца нового типа - <Гибралтар>, <Мальта> и <Новая Зеландия>, отличавшиеся от <Одейшиоса> лишь увеличенным до 45 тыс. т водоизмещением. Но окончание войны положило конец всем этим планам. И в строй флота были введены только два новых авианосца: <Игл II> - так стал называться <Одейшиос> - и <Арк Ройал I> - бывший <Иррезистебл>, сошедшие на воду соответственно в 1946 и 1950 годах.
Опыт войны вскрыл серьезные просчеты в комплектации английского авианосного флота. Оказалось, что для хороших кораблей английская авиапромышленность не разработала своевременно специальных палубных самолётов, и <владычице морей> в ходе войны пришлось выступать в непривычной для нее роли просительницы. С 1943 года щедрый <дядя Сэм> начал поставлять для английских авианосцев не только палубные самолеты, но и экипажи для них...
Авианосец "ГЕРМЕС", Англия, 1924 г.
Первый специально спроектированный английский авианосец, спущен на воду в 1919 году, введен в строй в 1924-м. Водоизмещение 10 850 т, 2 турбозубчатых агрегата мощностью 40 тыс. л. с., скорость хода 25 узлов. Бронирование: пояс 51-76 мм, палуба 28 мм, орудийные щиты 25 мм. Длина наибольшая 182 м, ширина по булям 21,6, среднее углубление 5,72 м. Вооружение: 6 140-мм орудий, 3 102-мм зенитки, 15 самолетов.
Авианосец "АРК РОЙАЛ", Англия, 1937 г.
Спущен на воду в 1937 году, в строй вступил в 1938 году. Водоизмещение 22 тыс. т, 3 турбозубчатых агрегата мощностью 102 тыс. л. с., скорость хода 30,75 узла. Бронирование: пояс 114 мм, палуба 63-76 мм. Длина между перпендикулярами 209 м, наибольшая 244, ширина 28,9, среднее углубление 6,95 м. Вооружение: 16 114-мм зениток, 48 40-мм зениток, 32 12,7-мм пулемета, 72 самолета, 2 катапульты. В ходе боевых действий пулеметы сняты и заменены восемью 20-мм зенитными автоматами.
Авианосец "ИЛЛАСТРИЕС", Англия, 1939 г.
Головной корабль серии из шести кораблей, спущен на воду в 1939 году, в строй вступил в 1940 году. Водоизмещение 23 тыс. т, 3 турбозубчатых агрегата мощностью 110 тыс. л. с., скорость хода 31 узел. Бронирование: пояс 114 мм, ангары 114 мм, палуба 63-76 мм. Длина между перпендикулярами 205 м, наибольшая 230, ширина 29,1, ширина полетной палубы 37, среднее углубление 7,32 м. Вооружение: 16 114-мм орудий универсального калибра, 48 40-мм зениток, 8 20-мм зениток, 36 самолетов, 1 катапульта. Из шести кораблей серии идентичны <Илластриес>, <Викториес> и <Формидебл>. <Индомитебл> в ходе постройки подвергнут переделкам - добавлен полуангар и уменьшена толщина ангарной брони. Два последних корабля серии отличаются от первых четырех: наибольшая длина 233 м, 4 турбозубчатых агрегата мощностью 148 тыс. л. с., скорость хода 32 узла. Ангарная броня 37 мм, 38 20-мм зениток и 72 самолета.
HTTP://ATTEND.TO/COMMI